Виктор Брегеда: метафизика творчества  

ЦВЕТЫ, В КОТОРЫХ, ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ ПОВНИМАТЕЛЬНЕЕ, МОЖНО РАЗГЛЯДЕТЬ КАЛЕЙДОСКОП ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЫСТУПАЮЩИЕ ИЗ СТВОЛОВ ДЕРЕВЬЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, ВОДОПАД, СТРУЯЩИЙСЯ, КАК ВОЛОСЫ КАМЕННОЙ ДЕВЫ-ГОРЫ… ВИКТОР БРЕГЕДА, ВИДЯЩИЙ В ОБЫЧНОМ НЕОБЫЧНОЕ И – ТВОРЯЩИЙ ЦЕЛЫЕ МИРЫ ИГРОЙ СВОЕЙ ВОЛШЕБНОЙ КИСТИ. МИСТИЧЕСКИЙ ПОЭТ ЦВЕТОВ И КРАСОК, КОТОРОГО В ДАЛЕКОЙ АМЕРИКЕ ЗНАЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ НА РОДИНЕ. КТО ОН – ХУДОЖНИК БУДУЩЕГО, БЕЗУМНЫЙ ГЕНИЙ ИЛИ – ЯСНОВИДЯЩИЙ? В ЧЕМ СОСТОИТ ЗАГАДКА МЕТАРЕАЛИЗМА?

В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ВЕРНУВШИЙСЯ С ГАВАЙЕВ «РУССКИЙ ДАЛИ» ПОЗВОЛИЛ ПРИПОДНЯТЬ ПОКРОВ ТАЙНЫ, СКРЫВАЮЩЕЙ ЕГО ТВОРЧЕСТВО, И – ПОДЕЛИЛСЯ С НАМИ НЕКОТОРЫМИ СЕКРЕТАМИ СВОЕГО МАСТЕРСТВА.

- ВИКТОР, КАКОВА ВАША ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ? В ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИСТОКИ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА?
- Моя жизненная позиция – заниматься живописью и вообще – всем тем, что мне наиболее близко. Мне нравится погружаться в глубины подсознания и подолгу пребывать там. Очевидно, во время творческого процесса я работаю с высокими энергиями. Именно откуда-то оттуда появляются сюжеты картин.

-ВЫ ГОВОРИТЕ, ЧТО РАБОТАЕТЕ В СТИЛИ МЕТАРЕАЛИЗМА. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
- Слово «метареализм» восходит к знаменитой «Розе мира» Даниила Андреева. Там это понятие определяется как «живопись будущего». Я понял, что это близко мне. Кроме того, описываемое Андреевым полостью совпадает с тем, как люди реагируют на мою живопись. Многие подолгу не хотят уходить с выставки, словно не могут оторвать взгляда от картин. Некоторые, глядя на них, плачут, а потом – пишут в книге отзывов теплые слова, благодаря за духовный катарсис, за то, что мое творчество заставило их по-другому взглянуть на жизнь. Причем, я заметил странную закономерность. В Америке, где часто проходят мои выставки, люди менее скованные. Они не стесняются своих эмоций и – слезы на их глазах можно видеть чаще, чем – у нас в России. Я никогда не задаюсь целью вызвать в человеке те или иные эмоции – просто делаю то, что мне нравится, выражая себя через творчество. А результат можно видеть по реакции людей.

- КАК К ВАМ ПРИХОДЯТ ОБРАЗЫ?
- Обычно я ставлю перед собой белый холст, выдавливаю на палитру краски, какие мне близки в тот момент по настроению. Начинаю их смешивать и искать на холсте созвучные моей душе сочетания. Это - очень сложный процесс, который трудно описать. Иногда я использую совершенно нетрадиционные сочетания тонов – например, краплак с виридоновой зеленой. После того, как нужная цветовая гамма найдена, образы, можно сказать, сами просятся на полотно.

- А БЫВАЕТ ТАК, ЧТО – ПЕРЕД ГЛАЗАМИ СТОИТ ГОТОВЫЙ ОБРАЗ, И ВЫ СТАРАЕТЕСЬ ВОПЛОТИТЬ ЕГО НА ХОЛСТЕ?
- Нет, так не бывает. У меня творческий процесс всегда начинается с поиска цветовой гаммы. А потом – появляется ощущение, что – не я сам творю, а что-то, уже готовое, просится проявиться, и я – только помогаю ему в этом. После того, как «нечто» воплотилось в почти готовую картину,– я уже привношу в нее какие-то свои субъективные образы и ассоциации, свои «фишки» и изюминки. Мне нравится создавать «многомерные» полотна, в которые зритель проникает слой за слоем, открывая все новые и новые, не заметные на первый взгляд оттенки и нюансы. Подобная «многомерность», двойное видение картин – когда на поверхности – один образ, под ним открывается – второй, под вторым – третий, - вполне в традициях сюрреализма. Я считаю, что, если никуда не спешить – можно создать картину с миллионом образов. Я давно мечтаю написать нечто подобное…

- А СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ, ЕСЛИ НЕ СЕКРЕТ, В СРЕДНЕМ УХОДИТ НА ОДНУ РАБОТУ?
- Бывает, что за три дня пишется успешная во всех смыслах картина, а бывает – творческий процесс растягивается на месяц – два. Во многом это зависит от того, мешают мне какие-то внешние проблемы, или – удается с головой погрузиться в творчество.

-ВИКТОР, В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫ ПОНЯЛИ, ЧТО ВАШ ПУТЬ- ПУТЬ ТВОРЦА?
- Думаю, творческий взгляд на мир был у меня всегда. С детства я больше, чем сверстники, любил пребывать в одиночестве и созерцать. Мог долго разглядывать какую-нибудь трещину в стене, или – старое дерево. Другим же все это было совершенно не интересно. Конечно, как все дети, я гонял мяч , катался на велосипеде, играл в разные игры. Но – у меня порой были минуты откровения, когда ощущалось присутствие чего-то «свыше», и – мне очень нравилось пребывать в таком состоянии. Кроме обычной реальности, я созерцал макро-и микромиры. В кристаллах замерзших льдинок мог разглядеть запредельные царства. Фантазия постоянно мне рисовало все это. Я просто не мог видеть мир иначе – я таким родился. В детстве рисовал карандашом и акварелью. Нравилось тушью копировать работы Дюрера и Гюстава Даре. Лет в 12 впервые попробовал работать маслом. Масло мне понравилось тем, что оно, в отличие от линии, дает возможность проникнуть «за» поверхность, создать живое объемное изображение. Тогда же я постиг алхимию смешения красок…

-Я СЛЫШАЛА, В ДЕТСТВЕ ВЫ БЫЛИ НЕОБЫЧНЫМ РЕБЕНКОМ…
- Не знаю почему, но родители считали меня своим талисманом. Брали с собой на все важные встречи, и им всегда везло, если я находился рядом. Они относились ко мне как к особенному ребенку. А секрет моего творческого метода в том, что я, как бы банально это не звучало, вкладываю в свои картины что то хорошее. Я работаю с очень большой любовью. А так как краски содержат все атрибуты магии, такие как воск, масло и прочее – они запоминают энергию любви, которую я им передаю. Возможно, это и привлекает людей. Родители научили меня главному – любить все, что меня окружает, каждую клеточку живого мира. Наверно, в этом – и кроется разгадка моего творчества.

- КАК ВЫ ПРИШЛИ К СВОЕЙ ТЕХНИКЕ «ГЛАДКОЙ ЖИВОПИСИ»?
- Скорее всего, это – какие-то отголоски прошлых жизней. У меня с детства было такое ощущение, что я – не научился этому, а как бы «припомнил» и – начал работать, как работал всю прошлую жизнь. Кроме этих «врожденных» знаний секрет этого метода письма – трудолюбие и усидчивость. Этому нельзя научиться – это нужно любить.

- ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВНУТРЕННИЙ СВЕТ, НАПОЛНЯЮЩИЙ ВАШИ КАРТИНЫ?
- Его секрет – поиск цветовых сочетаний, причудливый набор красок в палитре. Я просто понял, как сочетаются краски, как они светятся и звучат. Это все далось длительными экспериментами.

- У ВАС НЕ БЫЛО СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЧТО ВЫ СЧИТАЕТЕ СВОЕЙ «ШКОЛОЙ»?
- Я сам себя образовывал так, как мне нравилось. Считаю, что мастерство достигается только в процессе труда, методом проб и ошибок. Это и есть учеба. Ради диплома я никогда никуда не поступал. В свое время ушел со второго курса университета. Учился на художника-оформителя, и эта профессия показалась не нужной мне. Для тех, кто мыслит категориями дипломов и научных званий, я – неуч. Но – я знаю очень много, причем, знаю именно то, что нужно мне. А насчет творческой «учебы»… В юности я много времени проводил в музеях, созерцая работы старых мастеров и вдохновляясь ими…

-ЭТО БЫЛО В ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА?
- Я считаю, что у меня до сих пор продолжается период ученичества, и по-настоящему я стану работать, когда научусь.

-КТО ИЗ ПРИЗНАННЫХ МАСТЕРОВ ВАМ БЛИЗОК?
-Наиболее близко и родно мне творчество Верещагина, кстати, тоже «не профессионала» по российским стандартам. Он был морским офицером.

- КАК ВАША МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕЛОМЛЯЕТСЯ В ТВОРЧЕСТВЕ?
-Что касается мировоззрения, те, кто хорошо знает меня, говорят, что я чем-то похож на буддиста. Я полностью толерантен ко всем религиям. Моя религия – это просто Любовь, любовь ко всему живому. Мне кажется, это – самая высшая религия, ради которой приходили в мир все духовные Учителя. Я очень люблю реальный, живой мир. Но то, что у меня в картинах – это, скорее всего, зеркальное отражение того мира, который живет во мне, в котором я себя чувствую комфортно и легко. К сожалению, в реальном мире слишком много условностей, и мне порой не хочется вписываться в какие-то общепринятые нормы. Однако – приходится. Поэтому – сама собой возникает идея изменить мир с помощью творчества, сделать его более гармоничным. Кстати, результат этого можно наблюдать, читая книгу отзывов с выставки. Люди благодарят за то, что я их заставил задуматься над своей жизнью и – измениться в лучшую сторону. Я наблюдаю это давно, на протяжении нескольких десятков лет.

-В ВАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ БЫЛ ЦИКЛ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ ТАНАИСУ, СКИФСКОЙ ИСТОРИИ. РАССКАЖИТЕ О НЕМ…
-Это – был результат интереса. Несколько лет назад я, действительно, погрузился в мир древней истории и стал писать на эту тему. Я и сейчас лелею мечту создать что-то необычное, монументально-историческое, «профессиональное». Чтобы восприятие той, «прошлой» реальности было очень глубоким, а не просто – на уровне ощущений. Воспеть в красках и цвете нашу историю, нашу великую скифскую степь. Хотя – много говорить об этом не хочу. Ведь есть хорошая пословица: хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Поэтому я не буду смешить Бога – как получится, так получится.


На главную страницу
Напишите мне

Hosted by uCoz